Злоупотребления в закупках или как взыскать долг по контракту?

Система закупок создана для того, чтобы сделать расходы бюджетных средств прозрачнее. Однако до идеала ей еще далеко. Зачастую конкурентная борьба вовсе не является таковой, и победитель процедуры определен заранее. Участники закупки из другого региона, сталкиваются с предупреждением заказчика не вмешиваться в закупку, во избежание проблем на этапе исполнения контракта.

О том с какими последствиями можно столкнуться, став победителем в этой процедуре, мы расскажем на примере конкретного судебного спора.

Дело вели

Наш клиент выиграл аукцион на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности высоковольтных электрических сетей. Договор был подписан в редакции, предложенной заказчиком, и  содержал неоднозначные формулировки. Техническое задание расходилось с требованиями закона, из – за чего нам пришлось отстаивать права нашего клиента в ФАС и суде на протяжении трех лет по нескольким направлениям.

В этом кейсе расскажем, как мы взыскивали долг за оказанные услуги, от приемки которых злостно уклонялся заказчик.

Цена иска более 2 000 000 рублей.

Сложность данного судебного спора в его специфике. В 2017 году наш доверитель оказал услуги по техническому освидетельствования высоковольтных электрических сетей в Крыму. Оказание и приемка такого рода услуг имеет ряд особенностей. Так, комиссионная приемка оказанных услуг может проходить в присутствии контролирующего органа - Ростехнадзора, заказчика и исполнителя.

Используя эти особенности, а также разночтения, содержащиеся в договоре и техническом задании, заказчик предъявлял незаконные и невыполнимые требования к исполнителю, не принимал, и не оплачивал оказанные услуги.

Заказчик требовал от исполнителя согласования с Ростехнадзором программы технического освидетельствования. Однако закон не содержит такой обязанности для исполнителя. Что касается договора – то он содержал неоднозначную формулировку на этот счет. При этом такая обязанность прямо следовала из внутреннего локального документа заказчика.

Важно, что мы сопровождали клиента с момента заключения договора и все, что происходило, оформлялось официальными письмами, которые в суде сыграли решающую роль.

Кроме того, все осложнялось отдаленностью суда, так как дело рассматривал арбитражный суд республики Крым. И возможности участвовать в заседаниях он-лайн не было, поэтому приходилось каждый раз согласовывать видео-конференц связь.

Наши основные доводы в суде:

  1. Услуги оказаны, результат сдан заказчику;
  2. Претензий к качеству оказанных услуг заказчик не предъявляет;
  3. Иные требования заказчика не основаны на законе;
  4. Договор содержит противоречия, а значит толкуются против составившей его стороны;
  5. Внутренние акты Заказчика не поименованы в техническом задании, а значит не являются обязательными для исполнителя;
  6. Техническое освидетельствование – это констатация технического состояния объектов на определенную дату, и приемка такого рода услуг по истечении трех лет не возможна;
  7. Заказчик уклоняется от приемки, что является проявлением недобросовестности.

Дело рассматривалось судом первой инстанции на протяжении года. Надо отметить, что удалось обойтись без экспертизы, и в ноябре 2020 мы получили решение об удовлетворении наших требований.

Комментирует юрист Сосновцева Юлия:

Часто наши клиенты, становясь победителями закупок сталкиваются с противодействием заказчиков, которое на этапе исполнения переходит в разного рода злоупотребления.

Например, заказчики для отсеивания конкурентов «нужного» поставщика составляют непонятное и запутанное техническое задание в расчете на то, что участники закупки не захотят или не смогут в нем разобраться. В результате часть из них пройдет мимо, а другие попросту не смогут исполнить требования контракта, что станет основанием для одностороннего отказа от его исполнения.

Если вы столкнулись с подобным поведением заказчика – без паники! Это не повод отказываться от возможности получить контракт. На этапе исполнения ведите официальную переписку, направляйте заказные письма по адресу регистрации заказчика либо по каналам связи, указанным в договоре. Запрашивайте официальные разъяснения в компетентных органах по спорным вопросам. Все это поможет отстоять ваши права в случае судебного разбирательства.

Получить консультацию эксперта

Материалы по теме